2017 г. П.З. Бостонова, канд. пед. наук
Кыргызский государственный технический университет им. И.Раззакова, г. Бишкек
АККРЕДИТАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ВУЗОВ
В статье рассматриваются проблемы подготовки к аккредитации образовательных организаций и программ, рассмотрена подготовка педагогического персонала к процедуре самооценки, которая является обязательным этапом и важным компонентом внешней оценки, сделаны выводы о проблемах и возможностях проведения исследований в области повышения качества подготовки специалистов.
Ключевые слова: образовательные программы, аккредитация, внешняя оценка, самооценка в международное образовательное пространство.
© 2017. P.Z. Bostonova, Ph.D.in Pedagogical Sciences,
Kyrgyz State Technical University after I. Razzakov, Bishkek
ACCREDITATION AS AN INSTRUMENT OF INTERREGIONAL COOPERATION OF UNIVERSITIES
The article highlights the problems of preparation for accreditation of educational organizations and programs, the training of pedagogical staff for the self-assessment procedure is considered, which is an obligatory stage and an important component of the external evaluation, conclusions are made about the problems and opportunities for research in improving the quality of training specialists.
Keywords: educational programs, accreditation, external evaluation, self-esteem, international educational space.
За последние десятилетия сотрудничество стран ШОС усиливается не только в сфере политики, экономики и культуры, но в сфере образования: многие вузы с целью интеграции в международное образовательное пространство и признания дипломов подписали Болонскую декларацию и перешли на многоуровневую
подготовку специалистов. Для достижения данной цели образовательные организации должны пройти независимую аккредитацию.
В странах ШОС данный процесс уже выходит за рамки отдельной страны, приобретает международный характер. Так, в 2015 г. был подписан Меморандум о сотрудничестве в вопросах оценки 19 качества и аккредитации
междуНациональным центром профессионально-общественной аккредитации (НЦПА) (Россия) и Центром оценки качества высшего образования Министерства образования КНР (Китай), позволяющий вузам России и Китая проводить совместные процедуры оценки качества образовательных программ, повышающий доверие к качеству российского высшего образования и его привлекательность для китайских студентов.
В Кыргызстане тоже есть отдельные программы в отдельных вузах, аккредитованные зарубежными европейскими и российскими агентствами, однако говорить, что аккредитация приобрела массовый характер, еще рано.
Ведь само понятие аккредитации в Кыргызстане впервые было введено только в 1992 г. в Концепции народного образования Республики Кыргызстан и в Законе Республики Кыргызстан «Об образовании». С тех пор в республике были реализованы несколько международных проектов с участием Министерства
образования и науки Республики Кыргызстан, программы GIZ, CANQA, QUEECA, TEMPUS EC и другие, направленные на внедрение системы независимой аккредитации в Кыргызстане.
Так, например, между программой GIZ «Профтехобразование и содействие занятости», Министерством образования и науки и Ассоциацией учреждений образования EdNet было подписано соглашение о пилотном внедрении рабочей
модели аккредитации и обеспечения качества учреждений и программ профессионального
образования, ориентированного на международные стандарты.
В нескольких вузах и средних профессиональных учебных заведениях была проведена пилотная внешняя независимая аккредитация. «Учебные заведения восприняли внешнюю оценку как инструмент к действию для повышения качества своих образовательных услуг, происходит значительный прогресс:
меняются подходы к организации учебного процесса, к взаимодействию образовательных учреждений с работодателями для оценки качества уровня подготовки квалифицированных кадров, происходят изменения на уровне понимания связи между миссией вуза, целями образовательной программы и результатами обучения, которые должны 20 привести к предполагаемомукачественному результату», – отмечает директор агентства EdNet [3].
Параллельно в этих проектах разрабатывалась нормативно-правовая и методическая база для независимой аккредитации, шел процесс подготовки независимых экспертов. На основе разработанных и предложенных проектами документов были внесены соответствующие поправки в Закон Республики Кыргызстан «Об образовании» по введению независимой аккредитации, приняты четыре постановления Правительства Республики Кыргызстан для введения независимой аккредитации.
И только с подписанием постановления Правительства от 16 июня 2017 г. No 381 «Об утверждении Порядка аккредитации образовательных организаций, реализующих программы основного и/или среднего общего образования, и Минимальных требований, предъявляемых к аккредитуемым образовательным организациям, реализующим программы основного и/или среднего общего образования» [1] руководители
учебных заведений поняли, что внешняя аккредитация неминуема. Процесс подготовки к ней активизировался, в учебных заведениях почувствовали необходимость обучения всего персонала процедуре
самооценки, которая является обязательным этапом и важным компонентом внешней оценки.
Агентство по аккредитации образовательных организаций и программ «Сапаттуу билим» с сентября этого года провело три семинара-тренинга по теме «Системы и механизмы внутреннего и внешнего обеспечения качества
профессионального образования», в каждом семинаре участвовало от 25 до 55 преподавателей средних и высших учебных заведений г. Бишкека. На трехдневном семинаре освещались такие вопросы: современные тенденции в
оценке образования; система внутреннего обеспечения качества; аккредитация:
основные этапы и процедуры; самооценка образовательной организации (программы); роль и функции экспертов внешней оценки, минимальные требования, предъявляемые к аккредитуемым образовательным организациям и
программам.
Изучение задаваемых вопросов слушателями, позволило сделать следующие выводы: большинство учебных заведений впервые приступает к процессу 21аккредитации и коллективы учебных заведений нуждаются в обучении и консультациях, особенно в вопросах самооценки, ведь «качество, как и любой
процесс в социально-экономической системе, не должно формироваться стихийно.
Это управляемый процесс, требующий широкого участия педагогического коллектива» [2]. Потому необходимо начинать подготовку к аккредитации с обучения педагогического коллектива. Второй круг вопросов, требующий изучения, – проблема установления контактов и сотрудничества с внешними стейкхолдерами.
Третья проблема – вопрос подготовки международных экспертов.
Таким образом, внешняя аккредитация – явление новое как для нашей системы образования, так, и для российской, возникает много вопросов, которые требуют своего изучения и исследования, результаты которых
будут способствовать повышению качества образования и интегрированию учебных заведений в международное образовательное пространство, что внесет весомый вклад и в развитие экономики.
Список использованных источников
1 Об утверждении Порядка аккредитации образовательных организаций, реализующих программы основного и/или среднего общего образования, и
Минимальных требований, предъявляемых к аккредитуемым образовательным организациям, реализующим программы основного и/или среднего общего образования : постановление Правительства Республики Кыргызстан от 16.06.2017 г. No 381 // cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/100083.
2 Гусенков С. В. Управление качеством образования / С. В. Гусенков // nsportal.ru/shkola/ekonomika/libreri/ 2012/04/14.
3 Уманкулова О. Независимая аккредитация – важнейший инструмент на пути к качественному образованию в стране / О. Уманкулова // Высшее образование Кыргызской республики. Бишкек. 2015. 1/27 март.